Использование литературной экранизации на уроках

Как правильно использовать литературную экранизацию? Вопрос непростой.

Сегодня мы учим мало читающих или увлеченных зарубежной мистикой детей. В обычной жизни все внимание современных ребят поглощает экран телевизора и компьютер. Естественно, в связи с этим, экранные искусства стали доминировать над остальными видами искусств. Кинофильм ребенок понимает, получает удовольствие от его просмотра, ждет его. Вхождение современного школьника в культуру часто «перекрывается» именно экранными искусствами, средствами массовой информации. Дети предпочитают изобразительный ряд словесному, потому что он гораздо проще воспринимается, требует меньших усилий. Ведь деятельность читателя по сравнению с восприятием других искусств чрезвычайно сложна: у слова нет ни характеристик звука, ни цвета, ни движения. Здесь обязательна необходимость оживлять конкретные образы в своем сознании, что редко удается современному ребенку в силу слаборазвитого творческого мышления. Отсюда проблема непонимания сущности художественного слова, невнимательности и даже безразличия к нему.

Приходится признать правоту утверждения современных методистов о том, что ни одно серьезное классическое произведение не может быть освоено современным обществом и школьниками, если оно не адаптировано экраном.

Перед учителями встает вопрос: «Что делать?». Ведь уроки литературы, несмотря ни на что, должны способствовать формированию устойчивого интереса к русской классике, которая позволяет усвоить человеку необходимые извечные ценностные ориентиры.

Ясно одно – кино и компьютер не стоит бояться. Не стоит делать их соперниками литературы. Необходимо превратить кино и компьютер из соперников литературы в ее союзников.

У любого просмотра фильма должна быть цель – «работать» на наш предмет. Но как это сделать? Как не допустить серьезную ошибку? Как не заменить одно искусство другим, превращая урок в киносеанс, а обсуждение и анализ экранизации и книги в формальный довесок к фильму?

Необходима такая система работы с кино на уроке, которая позволяла бы делать экранизацию отправной точкой разговора именно о литературе и возвращать ученика к книге.

На мой взгляд, это возможно только при методически правильном использовании компьютерных технологий, позволяющих школьникам «переключиться» из привычной системы ценностей в эстетически более сложные.

В школу пришли новые информационные технологии, современная мультимедийная техника. Преимущество уроков, на которых она используются, очевидно. Компьютерная техника – замечательное средство, инструментарий для оптимизации учебного процесса, особенно на уроках, напрямую связанных с различными видами искусства.

«Отцы и дети», режиссер Авдотья Смирнова, 2008

«Преступление и наказание», режиссер Дмитрий Светозаров,2008
«Герой нашего времени», 2006, режиссер фильма Александр Котт

«Война и мир», 2006, режиссер Роберт Дорнхельм

«Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук, 1967

«Доктор Живаго», режиссер Александр Прошкин , 2005

« Мастер и Маргарита», режиссёр Владимир Бортко2005

«Тарас Бульба» , режиссер Владимир Бортко, 2008

«Тихий Дон», 2006,режиссер: С. Бондарчук, Ф. Бондарчук

«Мертвые души», 1984, режиссер: Михаил Швейцер

«Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,1979, режиссер Никита Михалков

Все фильмы яркие, зрелищные, хотя иногда и уступают по художественному замыслу более ранним экранизациям, о которых ни в коем случае не следует забывать.

Вышло на экраны и огромное количество зарубежных экранизаций. Они будут полезны для сопоставления с нашими, отечественными фильмами для формирования зрительского вкуса, развития навыков критического осмысления действительности.

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах.

Позитивность и актуальность опыта использования визуальных средств на уроках литературы

Опыт использования экранизации на уроках литературы убеждает меня в том, что это вполне приемлемый вид работы, позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным, реализующим потребности творческого самовыражения учащихся. Это инновационные формы работы, удачно дополняющие традиционные способы решения задач литературного образования. Приём вписывается в систему новых требований к уровню образования, позволяет формировать навыки интерпретации и целостного анализа произведения у учащихся на всех ступенях обучения. Использование экранизации делает процесс обучения насыщенным и интересным только в том случае, если работа эта проводится планомерно. Однократное бессистемное применение не даёт стойкого результата, не развивает учащегося. Конечно, это требует от учителя и знаний определённых, и умений, но в первую очередь, огромного желания работать так, чтобы каждый урок был значимым для учеников и запоминающимся. Все участники образовательного процесса должны быть удовлетворены результатом учебной деятельности.

Используемые экранизации:

https://www.kino-teatr.ru/blog/y2015/10-11/714/?ysclid=lq6no8lob2701381940